Рынок труда продемонстрировал рост зарплат


Прогнозы о падении российской экономики в диапазоне от 10 до 30% по итогу прошлого года не сбылись, и рынок труда продемонстрировал рост реальных зарплат, сообщил на встрече с журналистами СЕО HeadHunter Дмитрий Сергиенков. «Экономика оказалась намного более гибкой, чем мы думали, и рынок труда также», — отметил он. Однако дефицит рабочей силы продолжает нарастать: индекс hh.ru в Петербурге, который рассчитывается как отношение числа резюме к числу вакансий, в мае 2023 года составил 4,6; при этом год назад он составлял 7,6. Эксперт объяснил также, почему не видно никаких признаков улучшения ситуации и что может ждать рынок труда.

«Российская экономика в глобальные кризисы всегда ведёт себя хуже, чем средняя, потому что мы сильно зависим от экспортного рынка. Несмотря на то, что ситуация улучшается (ключевая ставка под контролем ЦБ — 7,5% это уже не 20%; кроме того, как-то наладили критический импорт), прогноз на 12-18 месяцев достаточно негативный. Мы не видим причин, по которым экономика должна начать бурлить на фоне всего происходящего.


Дефицит кадров нарастает

Рынок труда оказывает влияние на скорость перестройки экономики. Особенно в наукоемких отраслях видно, что высококвалифицированного персонала в стране сильно не хватает. Эти дисбалансы будут продолжать оказывать давление на экономику, которая будет медленнее перестраиваться, чем она могла бы, если бы эти трудовые ресурсы у нас были.

«Демографическая яма будет усугубляться на фоне мобилизации. Усложняют ситуацию 700-800 тыс. отъехавших из страны работников»

Сейчас безработица в России находится на исторически низком уровне почти во всех сегментах от малого до крупного бизнеса. В Петербурге и Москве безработица — на уровне нуля. Работодатели столкнулись с дефицитом работников — и это долгосрочный тренд. Демографическая яма будет усугубляться на фоне мобилизации 300 тыс. человек (по официальным данным) и ухода с рынка труда контрактников. Усложняют ситуацию 700-800 тыс. отъехавших из страны работников — мы видим, какое количество резюме публикуется в других странах.

Конкуренция за мигрантов

Мигранты тоже не едут в страну в период её нестабильности и выбирают скорее ОАЭ или Южную Корею. То есть, Россия сейчас конкурирует за труд мигрантов. Всё это создаёт дефицит даже водителей и курьеров. «Яндекс» и Wildberries бесконечно ищут сотни тысяч людей и не могут их найти.

«Ранее компании закрывали вакантные места кадрами из других стран, но сейчас этого недостаточно. Дефицит, с которым мир столкнулся — нечто новое»

Есть и глобальные причины дефицита кадров. Несмотря на технологический прогресс, последние 60 лет мы видим рост спроса на рабочую силу во всех странах мира, кроме африканских. До настоящего момента компании закрывали вакантные места кадрами из других стран, но сейчас этого недостаточно. Дефицит, с которым мир столкнулся сейчас — нечто новое. Как справиться с нулевом запросом на поиск работы? Для нашей страны возможностями являются вовлечение на рынок труда людей старшего поколения, женщин, детей, то есть расширение рабочий силы. Нужно решать проблемы региональных барьеров. Сегодня у нас очень низкая мобильность — люди редко переезжают между регионами. Кажется, что ближайшим донором рабочий силы для России станет Африканский континент. К нам уже едут из Африки и надо, чтобы продолжали ехать.

Зарплаты растут

Что касается оплаты труда, то из-за дефицита кадров в мире, в целом, и у нас в стране, в частности, происходит рост реальных заработных плат почти по всем сегментам. В коем веке рост номинальных зарплат превышает инфляцию в стране, причём это касается и рабочего «Кировского завода», и «айтишников». Мы и дальше будем видеть рост зарплат, так как у работодателей есть понимание, что людей нужно нанимать в условиях дефицита.

Работник «Кировского завода» может почувствовать, что он становится богаче. Но это в краткосрочной перспективе. А дальше возникает вопрос, насколько устойчива эта модель вообще? Потому что зарплаты — это одна из основных расходных статей для бизнеса. Их рост приводит к снижению инвестиций, какие-то бизнесы банкротятся, берут меньше инвестиционных проектов. С отложенным эффектом это повлияет на работника и даже на его возможность трудоустроиться куда-то ещё».