Умные больше не нужны


Статья о том, с какими проблемами столкнулись «высокотехнологические компании».

Вот как представляется картина экономического роста в современном мире? Берем потенциальных работников, даем им как можно более качественное образование, и выпускаем на рынок труда, где они, благодаря полученным знаниям, смогут трудиться с наивысшей производительностью. Верно?

Такая модель работала долго. Сначала – при переходе от традиционного сельского к городскому индустриальному обществу. Затем – при переходе городского общества от индустриального к постиндустриальному этапу, при смещении занятости в сферу белых воротничков.

Но теперь ей пришел конец. Как показано в докладе Национального бюро экономических исследований США, дальнейшие вложения в образование не приносят адекватной этим вложениям отдачи. Причины этого довольно просты. Восходят они к старому доброму парадоксу Моравека: к тому, что компьютером легче автоматизируются умственные операции, а не животно-инстинктивные действия.

Скажем, культовый для многих поколений инженеров-механиков сопромат («Сдал сопромат – можешь жениться») нынче запихнут в программное обеспечение САПР. Не нужна интуиция корабельного инженера-самоучки Петра Акиндиновича Титова, на глаз прикидывавшего размеры балок, не нужны расчетные навыки рассказавшего нам о Титове академика Крылова. Нужна лишь рабочая станция с соответствующим софтом – разноцветные картинки на экране расскажут о допустимых нагрузках в режиме реального времени, без обращения к томам справочников… И так – во все большем и большем числе областей, например – в органической химии.

То есть – нынешнее число доступных на рынке труда людей с высшим образованием избыточно, не только не требуется дальнейшего роста, а и имеющихся девать некуда. И поэтому американские экономисты предлагают обеспечить экономический рост, инвестируя в рабочие места для низкокалифицированной рабочей силы, изобилующей на рынке труда.

Одним товарищем было рассказано об отечественной системе автоматизации склада, эффективно решавшей парадокс Моравека с помощью комплексирования биологических и информационных систем. Брался гастарбайтер, даже не умеющий читать, но наделенный (как всякий здоровый человек) стереоскопическим зрением, способностью различения образов и мышцами. По системе связи через наушники на его родном языке подавался понятный, синтезированный компютером, приказ – что где взять, и куда положить. И гастарбайтер бегал по складу лучше и быстрее, чем дорогостоящий робот.

Вот и богатая экономика США, обильная инвестициями, задумалась о создании большого числа рабочих мест такого рода, что несколько дискредитирует политкорректную концепцию человеческого капитала. А у нас до сих пор надрачивают на образование — в результате уже 95% подростков имеют диплом с высшим образованием, но нет, продолжаются стоны о том, что вузовским преподам надо еще больше платить (видимо, чтобы никому не нужных митрофанушек с дипломами стало не 95%, а 100%). И стоят за прилавками продавцы с «вышкой», и крутят гайки в автосервисах слесаря с «вышкой», таскают на складе коробки выпускники института культуры и физтеха. Вы правда думаете, что для таскания коробок нужен диплом физтеха? Или вы уже понимаете, что такое «образование» — это впустую прогаженные ресурсы?

Подробнее об этом можно почитать в материале "Две дороги в глобальном мире хайтека", но для размышления материала и так достаточно, как мне кажется.